|
Ассоциация военно-исторических клубов "Легион" |
|
|
Битва при Молоди Пушечная изба *
Первые орудия
На рубеже XV-XVI веков русские мастера освоили литейное дело, и приблизительно в 1479 году в Москве появилась Пушечная изба, у "трех мостов из Флоровских (Спасских) ворот в Китай город", то есть рядом с Кремлем. Для литья пушек по итальянским образцам был выписан из Венеции механик, инженер и архитектор Аристотель Фированти. В истории нашего государства остались два его творения: Пушечная изба и Успенский собор! Изба просуществовала всего 10 лет. Она сгорела во время большого Московского пожара. Однако вместо нее был очень скоро построен Пушечный двор. На этот раз вдали от жилого массива, на берегу реки Неглинки.
Самая древняя из дошедших до наших дней пушек отлита Яковом в 1492 г. Она хранится в музее истории артиллерии в Санкт-Петербурге. Первоначально орудия предназначались только для защиты крепостей. Однако постепенно точка зрения на применение огнестрельного оружия изменилась и кроме "крепостного наряда" появился еще "полевой наряд" - пушки, которые сопровождали армию в походе.
Не известно, сколько литцов работало там при Иване IV. Сохранились лишь данные об их числе в 1637 г. Но решение нижеприведенной задачи даст представление о числе работавших в Пушечном дворе и в интересующий нас период, поскольку в исторической литературе нет сообщений, что Двор в XVII в. расширяли. Можно предположить, что число рабочих в нем за эти годы не очень изменилось. 12 человек, работающих на Пушечном дворе, отливали колокола, 20 - паникадила, 42 - пушки. Основанный Иваном Грозным Пушечный двор был первым и многие годы единственным артиллерийским заводом России. Его строения в начале XIX в. разобрали и из полученного материала построили мост через Яузу с Солянки на Таганку. Для отливки орудий, как и для литья колоколов, изготавливали формы. ( однако к пушечной бронзе предъявлялись несколько иные требования, чем к колокольной. 89-91 части меди и 9-11 частей олова). Для оружейников была очень важна модель. Стержень, обматывали льняным канатом, обмазывали глиной, сверху наносили воск, из воска лепили все украшения и надписи (в зеркальном изображении), после воск намазывали жиром и покрывали еще одним толстым слоем глины. Когда глина хорошо высыхала, мастера аккуратно удаляли веревку, а потом и стержень. Вокруг глыбы разжигали костер. Воск вытапливался, а глинный монолит становился крепким, как камень. Получалась готовая форма для литья, которую укрепляли железными полосами. Точно по центру формы устанавливали железный сердечник - он занимал то место, где потом будет канал ствола. Если стержень устанавливали криво, то стенки пушки получались не равномерными по толщине. Такое орудие при стрельбе могло разорвать. Затем в форму заливали расплавленный металл и, когда он затвердевал, форму разбивали, добывая из нее чушку, снаружи напоминавшую орудие, но еще без запального отверстия, которое предстояло высверлить. Пушку очищали от наплывов бронзы, прочеканивали рисунок, полировали. Имея одну форму, можно было отлить одну-единственную пушку, на изготовление которой уходило от года до полутора лет. Так как для отливки каждого орудия изготавливали новую форму, то не было двух одинаковых орудий. Конечно, это создавало определенные трудности при обеспечении наряда боеприпасами. К каждой пушке нужно было изготовлять особые ядра. В Европе стандартизация орудий под один калибр началась, когда артиллерия из частных рук перешла во владение государства. В России пока обходились без этого. Основные враги - татары вели кочевой образ жизни. Укрепленных городов у них было мало. Против конницы каменные ядра мало эффективны, нужна картечь - дроб. При заряжании сеченым железом или свинцовыми шариками разница размеров каналов ствола была не существенна. Подгонять по калибрам пушки стали позднее, после чреды кровопролитных войн с Польшей и Швецией. Изготовленная пушка обязательно должна была пройти испытания. Ее заряжали максимальным зарядом, и сам мастер делал три выстрела. Известны случаи, когда плохо сделанное орудие разрывало на куски, и мастер погибал. Если испытания заканчивались успешно, то на торельной части ставилось особое клеймо, знак того, что пушка принята на государственную - казенную службу. От сюда и название - казенная часть орудия. Каждая пушка получала личное имя, часто по декоративным элементам, изображенным на стволе. Русские мастера были глубоко убеждены, что некрасивую пушку ожидает плохая судьба. Посему почти каждая из них являлась произведением искусства. |
Артиллерия |
Ассоциация военно-исторических клубов "Легион" legion1812@narod.ru |