Рождение артиллерии
Пушки и революция
|
---------
ар-----ии
|
Французская гвардейская артиллерия
История артиллерии
РОЖДЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ.
В славном Французском королевстве трубадуры пели о доблестном рыцаре. Рыцарь встретил в лесу плачущую деву. Ее отца и братьев убил жестокий барон. И не в честном бою, а из железной трубки, наполненной дьявольским зельем, которое выталкивает свинцовый шар. Рыцарь выхватил из ножен благородный меч и помчался на коне расквитаться со злодеем. Барон стоял на крепостной стене со своим страшным орудием. Его вассалы, насмешливо улыбаясь, пропустили рыцаря. Барон навел на него железную трубу и поднес к ней факел. Огонь, грохот, дым, отвратительный запах серы. Барон промахнулся. Рыцарь, с именем Господа на устах, ударил его мечем. Вассалы в страхе разбежались. Рыцарь взял девушку за руку и ввел ее в родной замок, а гнусное орудие он бросил в самое глубокое озеро, что бы никто, не смог им воспользоваться.
О если бы все так и было! Но, увы, война грязное дело - слишком благородные, не желающие принимать новое оружие, как раз от этого оружия и погибают.
Нет никакого сомнения, что огнестрельное оружие в Европу принесли арабы. Это не значит, что Бернардинский ученый монах Бертольд легендарная личность. Арабы употребляли орудия при осаде Кастильских городов, но делиться с испанцами своими секретами они не собирались. Конечно, можно предположить, что некоторые огнестрельные машины могли попасть в руки христиан, как трофеи. Но а состав зелья? Секрет "греческого огня" достоверно не известен до сих пор, хотя византийцы пользовались им на протяжении сотен лет. Скорее всего, алхимик Бертольд получил "госзаказ" от некого государя. Он знал какой эффект нужно получить, возможно у него было даже некоторое количество пороха, в качестве образца, но это отнюдь не умоляет его гениальную интуицию и феноменальную работоспособность. Кто знает, что было бы, работай на его месте другой алхимик. Может быть, открытие затянулось на многие и многие годы, а река истории потекла бы по иному арабскому руслу.
Получив из рук Бертольда, возможность адекватно отвечать завоевателям "благодарные" современники прозвали его "Черным" - Шварцем. В старинных инкунабулах Бертольд Шварц изображен в окружении чертей, помогающих ему стрелять из орудия. Кстати, изобретение мортиры приписывают тоже ему. Шварц, говорят, насыпал порох в бронзовую ступку.
Mortiere по французски - ступка. Хотя другие источники трактуют, что слово мортира произошло от латинского - смерть.
|
Хроники подтверждают, что в Италии огнестрельное оружие известно уже с 1326 года. Само название артиллерия носит отпечаток латинского языка. Аrcus - лук. Telum - стрела. (Оружие для поражения из дали - соответственно.) Впрочем, латынь в те времена была международным языком. Артиллерию называли: пиробалистической - огнестрельной. (От греческого - пиро - огонь.) Оно и понятно, ведь в те же годы существовала масса метательных машин, на основе раскручивающегося упругого тела. (Типа баллисты)
Несовершенство артиллерии, ее неуклюжесть и громоздкость - доказывает, что еще в 14 веке она была совсем недавно изобретена и переживала свое младенчество. Орудия делались из полос кованого железа, сваренных вместе и скрепленных с помощью набитых на них железных обручей.
Дуло вставлялось в деревянную колоду или станок. Перевозить такое орудие можно было, только разобрав на части и погрузив на телеги. Заряжали его с дула, засыпая в канал ствола пороховую мякоть. Ядра вырубали из камня. Два десятка ядер - запас, который везли на телеге за орудием - недельная работа целой артели каменщиков. Что бы сгладить неровность поверхности ядра его обматывали веревками. Каждое орудие изготовлялось отдельным мастером. Размер, вес, отделка носило индивидуальный характер, зависело от его интуиции и фантазии. Потому и диаметр ствола у каждого орудия был свой. Ядра от одного не подходили к другому. Заготовить их впрок не получалось. Даже размер их обозначался не точно: Ядро с человеческую голову, ядро с яблоко, с орех. Поперечная нагрузка каменных ядер небольшая, скорость полета незначительна. Для ее увеличения орудия делали огромных размеров. Такие орудия назывались бомбардами. От bombus - громовой звук и arbere - гореть. Каждое орудие имело собственного хозяина и собственное имя. Мастер артиллерии сделавший бомбарду зачастую из нее и стрелял. Иногда он со своим орудием и подмастерьями нанимался к кому-нибудь в войско. Бомбарда могла принадлежать: городу, сеньору, королю, но мастер с подмастерьями строго получал оговоренное жалование. Столько то ливров за сутки стрельбы. Столько - то за пробитую брешь. Порох и инструмент королевский, но солдат, которые помогали перевозить орудие и оборудовать для него место, нанимал сам мастер. Он тоже расплачивался посуточно - за день дешевле, за ночную работу дороже. В случае взятия города, при помощи орудий, весь метал в особенности колокола, составляли долю добычи артиллерийского цеха. Из него мастер мог изготовить новые бомбарды. Как и все другие средневековые мастера, артиллеристы объединялись в свои цеха и свято берегли корпоративные навыки и секреты. Еще в 1420 году была написана "Фейерверкбух". 150 лет книга служила пособием для мастеров артиллерийского цеха. Только в 1529 году ее, наконец, напечатали и сделали доступной для широкого чтения.
Новое оружие обрело свою настоящую жизнь на полях Столетней войны. Английский король Эдуард Третий, довольно дерзко заявивший свои права на французский престол, сначала вел войну вяло, с переменным успехом. Даже временно заключал мир и отказывался от своих претензий. Готовясь в очередной поход, он смог собрать только 5000 войско. Этого было явно не достаточно для завоевания Франции. Зато король постарался снабдить свой отряд, что называется "по последнему слову техники". Была у него и артиллерия. Вообще Эдуард был великим экспериментатором. Еще в 1340 году при осаде французской крепости Турне он пробовал кидать через стены разрывные снаряды при помощи требюше. Увы, в тот раз ничего не получилось, так как алхимик подписавшийся изготовлять бомбы удрал, прихватив аванс. Орудия, изготовленные по приказу Эдуарда, были не велики по размерам. Они бросали из себя стрелы. До ядер фантазия англичан еще не дошла. Но, тем не менее, эта примитивная артиллерия внесла свой вклад в битве при Креси.
Англичане, как более слабая сторона придерживались тактики кочевников. Опираясь, на крепости своих союзников, они совершали стремительные набеги и также стремительно отступали, разорив французские области. На этот раз их нагнала большая Французская армия во главе с королем Филиппом Четвертым. Французы горели жаждой мести. Им было наплевать, что их противники поставили вокруг себя повозки и окапались. Король Филипп пытался остановить своих подчиненных. Он объяснял, что английский лагерь, по сути - та же крепость. Он предлагал дождаться хотя бы утра, вечер был не за горами. Все напрасно - рыцари рвались в бой. Весь предыдущий опыт войны у французов заключался в кавалерийских сшибках лоб об лоб. В таких сражениях у них не было равных, ни по умению, ни по вооружению. Увы, англичане первый раз дали им понять, что военное искусство это "не мечем махать". 16 раз блестящая французская кавалерия ходила в атаку. Но вместо благородных противников их встречали стрелы, калечившие и убивавшие лошадей. Английские рыцари мрачно ждали за частоколом. Приказ Эдуарда оставаться на месте был очевиден своей целесообразностью даже для самых горячих. Вместе с лучниками французскую конницу успешно отражала и артиллерия. Пусть крови она пролила не много, зато огнем и грохотом пугала французов до истерики. Отдельным всадникам удалось все-таки добиться рукопашной, но их столь мало прорвалось сквозь ливень стрел, что английские рыцари их легко одолели. Французы, по сути, сами перемололи свое войско в самоубийственной скачке. Англичане так и не вышли из своего укрепления, только отдельные пехотинцы, собирать стрелы и приканчивать раненных. Потери французов были ужасны. Погибли брат короля Карл Второй Алансонский, Король Чехии Иоанн, граф Фландрии Луи Второй Неверский и 1500 рыцарей, не считая простолюдинов и итальянских наемников.
1500 дворян - цвет французской нации. Очень храбро и очень глупо.
Далеко не сразу удалось французам найти достойную тактику в противовес английской. В мелких стычках, когда противники сходятся грудь на грудь победа почти всегда оставалась за ними. В крупных битвах, позволявших захватчикам собрать большое количество лучников, побеждали англичане. Французы поняли, что без пехоты им не обойтись. Они приглашали швейцарцев, нанимали арбалетчиков, но наемные войска дрались только, когда им хорошо платили. Нужно было пережить цепь жутких поражений, почти подойти к потере национальной самостоятельности, что бы создать свою победоносную армию. В конце концов, спесивые феодалы поняли, что они собственно не норманцы, не шампанцы, не орлеанцы, а французы с единым королем и единым желанием изгнать завоевателей. Жанна Д, Арк наделенная неутомимой верой в победу была действительно чудом, даже больше того - больной совестью нации. Юная девушка своей самоотверженностью вызывала стыд у матерых мужиков, превративших войну в профессию и интересовавшихся только добычей. Ее трагическая смерть произвела переворот в умах. Одни горели жаждой отомстить, другие чувствовали некую долю вины, третие фанатично уверовали в святость Жанны, ведь мученичество прямая дорога к Богу. Так или иначе, но моральный перелом в войне наметился и был соответственно подкреплен материальными деяниями. Французское королевство в едином порыве напрягло свои физические и интеллектуальные силы. Король Карл Седьмой огласил ордонанс о создании регулярной армии. Войско уже не было феодальным ополчением. У англичан напротив наблюдался застой. Годы постоянных успехов расслабили их. Им не нужно было, совершенствовать свою воинскую доктрину - они побеждали и так. По сути, средневековая война, война это осада и оборона десятков и сотен укрепленных пунктов. Блокад и контр блокад. Взять хотя бы Орлеанскую эпопею. Даже полевые сражения англичане превратили в тоже самое - огораживая лагерь повозками, рвами и кольями. Что бы победить французы должны были брать штурмом все эти укрепления. При старых способах на это ушли бы долгие годы и огромные людские потери. Франция - страна замков. Но король Карл Седьмой подключил к этому делу артиллерию.
Дело обстояло примерно так. К английской крепости подходил отряд. Англичане спокойно смотрели на своих врагов. Для того, что бы при помощи лестниц взобраться на стены французов должно быть, по крайней мере, в трое больше. Значит осада. Продовольствия хватит на месяц- два, а за это время сильное английское войско успеет подойти и выручить осажденных. Но французы ведут себя странно. Они встали в недосягаемости страшных английских лучников и копошатся возле телег запряженных волами. Вот они устанавливают на земляном бугре деревянную колоду. После вкладывают в нее длинную металлическую трубу. Люди, работающие с орудием, носят кольчуги из меди. Железные кольчуги могут случайно дать искру при ударе, а порох и искра вещи крайне не совместимые. Вот рядом с орудием роют яму. В ней будет прятаться вся прислуга при производстве выстрела. Порох насыпается "на глазок". Ведь откуда можно заранее знать, сколько его потребуется. Расстояние до крепости от позиции самое разное. Толщина крепостных стен тоже различная. Значит и сила, с которой должны лететь ядра, различна. Часто бывало, что орудия от чрезмерного заряда разрывало. Поэтому выстрел производил только один человек, дабы избежать напрасных потерь. Орудие наводили на цель, подкладывая деревянные брусья под дуло. Ну вот, порох насыпан, ядро забито, прислуга спряталась. Мастер берет в руку раскаленный металлический прут и подносит к запальному отверстию. Выстрел. Ядро с громким треском ударяется в стену. Сыпаться кирпичи, по стене разбегаются трещины. Англичане в ужасе. Прислуга выбирается из ямы и обхватив орудие затаскивает его на место, ведь от отдачи выстрела оно подалось назад. При такой методе можно было сделать от 3 до 10 выстрелов за день. Но и этого было уже достаточно. Брешь от выстрелов все увеличивалась и увеличивалась. Остальная армия стоит неподалеку, дожидаясь, когда можно будет ворваться внутрь. Английские крепости бывшие еще совсем недавно неприступными сдавались одна за другой. Они не были готовы не противостоять бомбардировке ядрами, ни принять в свои стены орудия, чтобы равносильно противостоять осаждающим. Высокие башни с машикулями, идеальное место для лучников и арбалетчиков, но ни как ни для бомбард. Англичане запаниковали. Победа явно ускользала у них из рук. Они попытались вновь применить свою излюбленную тактику набегов и проиграли к своему изумлению. Возле местечка Форминьи стояла армия сэра Кириэла и Метью Гуха, приблизительно равная по количеству той, что добыла королю Эдуарду победу при Креси. Но с того времени прошло, почти сто лет и французы были уже не те. Французов было всего 4000 человек. Правда, они ждали подкреплений и потому не атаковали. Англичане решили, что время работает на них. Были выкопаны рвы и ямы, установлены остро заточенные колья. Казалось, все повторяет Креси. Лагерь англичан представлял из себя крепость, но теперь французы уже знали, что делать. Орудия братьев Жирибо с флангов начали методически проламывать английскую оборону. Славные английские стрелки гибли один за другим. Англичане поняли, что если они будут стоять на месте, их просто перебьют. Они были вынуждены атаковать. Вначале им удалось даже захватить так досаждавшие им орудия, но французы ответили встречной атакой. Тут подошел отряд Ришмона и ударил англичанам во фланг. На поле боя осталось 4000 англичан. Французы потеряли всего несколько десятков человек. Полная победа и все благодаря артиллерии. Через три года возле города Кастильона артиллерия вновь расстреляла английских рыцарей с сэром Тэлботом во главе.
А еще через два месяца принудила к сдаче Бордо, последний оплот англичан на юге. Столетняя война была окончена полной победой французов. Из экзотической диковинки артиллерия выросла в грозное оружие, которому никто не мог противостоять.
А.Б. Синельников.
|