французская артиллерия

Ассоциация военно-исторических клубов "Легион"

ассоциация Легион

Военно-исторический клуб ЛегионНа главную :: Французская артиллерияФранцузская артиллерия :: Быт и нравыБыт и нравы :: ПрикрытиеПрикрытие :: Форма и оружиеФорма и оружие :: КонюшняКонюшня




Игры под гильотиной


Некоторые карточные игры


Быт и нравы


пушка - французская конная артилерия Азартные игры пушка - французская конная артилерия


Игры под гильотиной

"Зачем дьяволу нужны наши добродетели,
если они не делают нас счастливее?"
Аббат Галиани

Досуг народа это зеркало его души. Ведь именно то на что мы тратим свободное время, раскрывает наши привычки и пристрастия. Когда Франция не воюет, когда она не работает и не молиться - она пьет вино, танцует и играет. Играет в бильярд, рулетку, домино, карты, кости, шахматы. Каждое сословие в свои игры соответственно доходам и традициям.

Дворянство играло на БИЛЬЯРДЕ.
Говорят он родился из разновидности крокета, когда его из под открытого неба перенесли под крыши рыцарских залов. Зеленое сукно бильярдных столов это дань зеленой травке, по которой раньше катались шары. Даже название свое он унаследовал от шаров (billee - это шар по-французски). Людовику XIV врачи рекомендовали играть в бильярд для укрепления мышц. Конечно, не заставлять же короля прыгать через веревочку. Раз игрой занялся первый дворянин, она естественно стала пользоваться бешеной популярностью среди аристократии. Играть в бильярд стало хорошим тоном, естественной так сказать привилегией. Что касается короля ему, разумеется, нашли достойного партнера. Некий господин Шамильяр, великолепный игрок и знаток всех тонкостей, составил королевскую компанию. Виртуозность профессионала отнюдь не мешали ему иногда проигрывать царственному сопернику, причем с таким рыцарским героизмом, что, оценив таланты своего товарища по игре, Людовик назначил его военным министром. (1707 год)

Двоюродный брат бильярда - БИЛЬБОКЕ. Деревянный шар с отверстием посредине, на цепочке крепился к некому подобию кинжала. Вся суть игры была в том, что бы делая резкие движения рукой поймать шар на острие. Разумеется, это очень укрепляло руку и вырабатывало точность. Отличное подспорье для фехтования.

Карты тоже считались вполне рыцарской забавой. Правда, вначале старый мракобес Людовик Святой грозил кнутом за игру в них. Возможно потому, что славные крестоносцы переняли их от сарацин, прозывавших их игра Наиб. Но уже наследники короля не только разрешали играть, но и сами охотно перемешивали колоды. Именно в это время на картах появились все атрибуты средневекового общества: короли, дамы, рыцари. Даже масти отражали понятия о боевом облачении. Крести - перекрещенные мечи. Пики - копья. Бубны - флаги и гербы. Черви - щиты. Увы, дьявол азарта постоянно толкал под руку благородного человека. Уже король Генрих II был вынужден заказать себе карты крапленые мелким рисунком с обратной стороны, дабы помешать шулерам ставить свои знаки на карточной рубашке. И хотя карточные долги, разумеется, священны, (как может быть иначе, когда играют два благородных человека) в XVII веке карточные долги законом не признавались, а отцы семейств имели полное право взыскивать по суду деньги с тех, кому проигрались их непутевые сыновья. Но это уже относилось к третьему сословию, когда карты из чисто дворянского развлечения стали общенациональным достоянием.

Второе сословие тоже иногда хотело слегка расслабиться. Но если молодые аббаты, ведущие почти светский образ жизни, могли позволить себе легкий грешок - перекинуться в картишки, то в монастырях это осуждалось. Однако, монахи тоже люди. Они нашли себе занятие почти такое же благочестивое, как перебирание четок. Есть две версии названия игры. По одной ее привезли из Китая миссионеры доминиканцы, по другой выигравший в нее громко славил господа за милость, провозглашая "Домине, Домине". Соответственно ДОМИНО. Теперь никто не помнит, откуда взялось лихое восклицание "рыба", когда играющий кладет последнюю костяшку. А ведь рыба это старинный христианский символ, если прочитать заглавные буквы Иисус Христос Бога Сын Спаситель по-гречески ( I-esoys Ch-ristos Ih-eoy Hy-ios S-oter) то получится - ichtys (рыба).

Третье сословие, естественно подрожало первым двум. Но наиболее бедные слои предпочитало все-таки КОСТИ. Так оно и проще и азартнее. Потряс, бросил и вот он выигрыш, или проигрыш. Какая смена удачи и невезенья и все за какой-нибудь час! Церковь, однако, кости не одобряло. Считалось, что в них играют самые отвязанные ребята, будущие висельники, ну и солдаты, разумеется. Ведь римские воины, распявшие Христа, тоже играли в кости, дожидаясь его смерти. Что бы как - то переломить стереотип восприятия хитрые люди придумали игры в чет и нечет, бросание костей в круг, метание костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Потом кубик заменили на шарик, отверстия поместили на колесо (в движущее попасть труднее, зато интереснее) вот Вам и новая игра в РУЛЕТКУ (то французского "rouiette" - колесо). Говорят, что в современном варианте рулетку изобрел великий Паскаль. Долго де экспериментировал, создавая модель вечного двигателя. Двигателя не получилось, а забавный агрегат умыкнул кто - то и использовал с целью наживы. Вот так всегда. Первый игорный дом появился в Париже в 1765 году. Этот жулик, был, наверное, не глупым парнем, иначе великий Паскаль с ним и разговаривать не стал. Во всяком случае, придумал он к рулетке гениальную вещь - фишки. ( Хотя если хорошенько покопаться в истории может их за долго до рулетки придумали) Казалось бы, какая ерунда, а психологически фишки проигрывать не так жалко, как деньги. Тут работает инерция нашего разума, ведь перед игрой за фишки приходилось платить наличными.

Ну а для умных были еще и интеллектуальные игры, ШАХМАТЫ, например. Их явно занесли с востока арабы, еще при Карле.

Список можно продолжать и продолжать ( и серсо и шашки, игра в мяч и множество других интересных игр), но все - таки пора приступить к сути вопроса. Вся эта идиллия продолжалась пока королевская власть в стране была незыблема, однако революция настолько переменила умонастроение французов, что все ее символы слали им, совершенно не приемлемы. Так всегда бывает, когда что - то очень любишь, обожествляешь, носишь на руках, а оно платит тебе черной неблагодарностью. Самый большой враг бывший лучший друг. Противно чувствовать себя одураченным. Сколько столетий не доедать, отдавать самое лучшее, покорно склонять голову и перед кем - перед предателем! Мало того, что королевские портреты были отправлены в огонь, та же участь постигла и королевские статуи. Сам принцип абсолютизма стал отвратительным, и даже изображения древних королей на Нотр-Даме не избежали железного лома. Бронзовый Генрих IV был переплавлен на пушки (Старому забияке это бы наверно понравилось). Люди с фамилиями, напоминающими о королевской власти, чувствовали себя в этой атмосфере очень тревожно. У них было три пути, эмигрировать, сражаться с революцией или сменить имя на более патриотичное. То же самое произошло с играми. Для начала их вовсе запретили. Декретом от 1789 года. Нечего, мол, заниматься глупостями, когда родина в опасности. Потом все-таки сделали оговорку: это касается игорных домов, где процветает азарт. Так что в частном порядке развлекайтесь, а на содержателей притонов доносите, за это вам будет поощрение от республиканской власти в виде денежного вознаграждения! Бильярд и рулетка - забавы аристократов этим постановлением были убиты наповал. Шахматы поменяли фамилию. Всем известно, что Шах это персидский король. Стало быть, на гильотину его. Однако гражданин Гьютон - Морво, добрый республиканец и профессор химии справедливо заметил: "Всему свету известно, что шахматная игра есть, в сущности, подобие войны. В этом еще нет, конечно, ничего, противного республиканским идеям, ибо очевидно, что всякий свободный народ должен всегда быть в готовности защищать свою свободу с оружием в руках. Если даже народ и не желает пользоваться вооруженной силой иначе, как лишь для законной самообороны, он все же не будет столь неосторожен, чтобы отказаться от содержания войск и от того, чтобы от времени до времени не собирать их для упражнений. Сколько бы этот сбор ни длился, и какие бы размеры он ни принял, его цель не будет достигнута, если он не образует из себя подобия лагеря. Этот лагерь придется немедленно разделить на две части, каждую из войск всех родов оружия, а эти части должны будут стать под различные знамена, поочередно представляя из себя то нападающую, то обороняющуюся стороны...

Нельзя ли демократизировать эту единственную действительно изощряющую мозг игру? Нельзя ли, исключив из нее названия и формы, в вечной ненависти коим мы все клялись, сохранить лишь остроумные и образцовые комбинации, ей одной присущие и делающие ее столь привлекательной и незаменимой?"

Гьютона предложил переименовать это игру в "малую войну". Главным персонажем вместо короля стало знамя. Ферзей заменили адъютанты, туры стали пушками; рыцари - всадниками, офицеры - драгунами. Пешка, пройдя всю доску, вместо того чтобы менять пол и превращаться в даму, стала только повышаться в чине. И вообще пешки исчезли, вместо них появились солдаты! И так мир хижинам - война дворцам! Тренируйтесь добрые патриоты. Готовьте свой изощренный ум для будущих побед Великой революционной армии. Тем более, что на доске поделенной, на квадратики теперь нет короля и даже генерала. Генерал у Вас в голове и только в голове!

Картонные кусочки тоже не оставили в стороне от политики. Ведь если представить, сколько тысяч человек в республике Франция перемешивают в руках изображения королей, вольно или не вольно пропагандируя монархию, то у любого патриота тревожно забьется сердце. Убрать прочь с карточных колод упоминания о феодальном строе! Искоренить до последней точки и да здравствует республика! Пусть вместо короны и скипетра красуются ветви дуба и оливы - символы достоинства и славы! Пусть каждый играющий видит перед собою красный фригийский колпак - символ свободы и ликторские фасции - символ закона! Пусть малограмотный крестьянин по складам прочтет: "Liberte, Egalite, Fraternite" - "Свобода, Равенство и Братство".

Виктор Гюго в своем гениальном "Девяносто третьем годе" упоминает о законах заменивших тузов, о мудрецах вместо королей, о добродетелях пришедших на смену дамам, о героях блиставших вместо валетов. Конечно, поскольку республик кроме Греции и Рима французы не знали то и карты украсились античными изображениями. Юлий Брут держал щит, на котором были начертаны слова "Римская республика". Муций Сцевола сжигал на огне свою руку, что бы устрашить врагов отечества. Не были забыты и мудрецы: Солон держал в руках "Афинские законы", а апостол эпохи просвещения Руссо свой "Общественный договор". Вообще республиканских карт было великое множество разных вариантов. Каждый лояльный гражданин, желая перекинуться в дурачка в семейном кругу, рисовал собственные карты в силу своих художественных талантов и воображения.

Правила внутреннего распорядка, касающиеся внутренней службы французской армии строжайшим образом запрещали солдатам все виды азартных игр, даже на небольшие суммы. За выполнением этого должен был следить не какой-нибудь капрал, как минимум командир бригады. Но, во первых, батальоны волонтеров выбирали себе командиров сами, соответственно и наказание за такую ерунду могли воспринять как тиранию. Во вторых, когда добровольцев для повышения боеспособности стали объединять с кадровыми батальонами в бригады и начали подтягивать дисциплину, всегда можно было сказать, что играешь в карты на щелчки или на интерес. Если стихию нельзя запретить ее нужно обуздать или возглавить. На III год республики гражданин Вернандор получил от правительства привилегию на новые игральные карты. Теперь их печатали типографским способом вполне законно.

Червонный король стал гением войны, трефовый гением мира, Пиковый - гением искусства, бубновый гением торговли. Дамы преобразились в свободы: червовая - свободу совести; трефовая - свободу брака; пиковая - свободу печати; бубновая - свободу промыслов и профессий.

Валеты ратовали о равенстве: червовый - равенство обязанностей, в виде национального гвардейца, защищающего эти обязанности. Трефовый - равенство прав с богиней правосудия, разумеется. Пиковый - равенство знаний, а бубновый равенство рас с негром, сидящим на тюке кофе и попирающим ногой разбитые оковы.

Таким образом, можно было явно последить, что черви бывшие геральдические щиты явно выражают идею войны. Трефы, скрещенные рыцарские мечи - идею мира, со свободой брака и равенством правосудия. Пики - из копий стали покровителями изящных искусств, свободы печати и равенства знаний. Бубны - на свои знамена вместо прежних символов приняли основные чаянья третьего сословия - торговлю, свободу производства и равенство между всеми людьми.

Претерпели изменения и настольные игры, связанные с бросанием костей. На картонном поле теперь по клеточкам не просто двигались разноцветные фишки, это национальные гвардейцы шли на штурм Бастилии. Другие игры изображали отмену феодальных прав и набрав должное количество очков можно было начать в лесу свободную охоту или выгонять монахов из монастырей. Все они так же щедро были украшены революционной символикой и по свободному полю яростно пламенели куплеты из "Марсельезы". Даже детские игрушки, так или иначе, несли в себе черты Великой эпохи. Оловянные солдатики отважно маршировали под трех цветным флагом, а куклы сменили завитые парики и шляпы на растрепанные прически и красные колпаки.

Увы, первый консул, а потом император Бонапарт провозглашая всеобщее примирение нации, будто стыдясь прошлого, убрал самые свирепые революционные призывы. С его подачи на карты вновь вернулись чопорные дамы, а на шахматные доски короли и королевы в смысле императоры и императрицы. Он вернул в Париж и рулетку и бильярд и игорные дома. Viva Император!

© А.Б. Синельников




Rambler's Top100

Ассоциация военно-исторических клубов "Легион" legion1812@narod.ru